Кабели судовые (КГЭШ) Энергоснаб 52

Судовой кабель КГЭШ является одним из наиболее распространенных и универсальных представителей кабельной продукции, предназначенной для работы в условиях морских и речных судов. Его конструкция и материалы специально разработаны для противостояния агрессивным и сложным условиям морской среды, что делает его незаменимым для судостроения и портовой инфраструктуры.

1. Что такое кабель КГЭШ? Расшифровка маркировки и назначение

КГЭШ — это кабель, предназначенный для стационарной прокладки на судах морского и речного флота, в береговых сооружениях и других объектах с повышенной влажностью.

Детальная расшифровка маркировки:

  • К — Кабель.
  • Г — Гибкий (имеет многопроволочные жилы).
  • Э — Экранированный.
  • Ш — Шланг защитный из поливинилхлоридного пластиката.

Важно: Отсутствие в начале маркировки буквы «А» означает, что токопроводящая жила выполнена из меди.

Полное наименование: «Кабель силовой судовой с медными гибкими жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластиката, экранированный».

2. Конструкция кабеля КГЭШ: Детальный разбор

Конструкция кабеля многослойна и каждый слой несет свою функцию, направленную на обеспечение долговечности и безопасности в условиях судна.

1. Токопроводящая жила

  • Материал: Медь.
  • Строение: Многопроволочная, что обеспечивает высокую гибкость (класс гибкости 3-5). Это необходимо для удобного монтажа в стесненных условиях судовых помещений.
  • Сечение: Стандартный ряд от 0.75 мм² до 120 мм² и более.

2. Изоляция жил

  • Материал: Поливинилхлоридный (ПВХ) пластикат повышенной термостойкости.
  • Цветовая маркировка: Изоляция жил имеет различную расцветку или цифровую маркировку для облегчения идентификации. Стандартные цвета: желто-зеленый (земля), голубой (ноль), коричневый, черный, серый (фазы).

3. Скрутка
Изолированные жилы скручиваются в сердечник.

4. Экран

  • Ключевой элемент для судовых кабелей.
  • Конструкция: Оплетка из медных луженых проволок или комбинация медной ленты и оплетки.
  • Назначение:
    • Защита от электромагнитных помех (ЭМП): На судне сосредоточено большое количество электрооборудования (генераторы, радары, системы связи), создающее сильные ЭМП. Экран защищает передаваемые сигналы от искажений.
    • Снижение уровня радиопомех, создаваемых самим кабелем.
    • Дополнительная механическая прочность.

5. Оболочка

  • Материал: ПВХ-пластикат специального состава.
  • Назначение:
    • Стойкость к влаге и морской воде: Обладает низким водопоглощением.
    • Стойкость к плесени и грибкам (грибостойкость): Критически важно для влажного климата.
    • Не распространяет горение: Судовые кабели должны соответствовать строгим требованиям пожарной безопасности.
    • Масло- и бензостойкость: Защита от возможных утечек топлива и масел.

3. Технические характеристики и условия эксплуатации

  • Номинальное напряжение: 660 В (380В) частотой до 60 Гц.
  • Количество жил: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 24, 27, 30, 37.
  • Температурный режим:
    • Длительно допустимая температура нагрева жил: +70°C.
    • Рабочий диапазон температур окружающей среды: от -50°C до +70°C.
    • Прокладка без предварительного подогрева: при температуре не ниже -15°C.
  • Относительная влажность воздуха: до 98% (при температуре +35°C).
  • Стойкость к вибрации и качке: Конструкция устойчива к механическим нагрузкам, характерным для судна.
  • Минимальный радиус изгиба: Не менее 6 наружных диаметров кабеля.

4. Области применения кабеля КГЭШ

Благодаря своей надежности, кабель КГЭШ находит широкое применение на всех типах судов и объектов морской инфраструктуры:

  1. Силовые цепи: Питание судовых электродвигателей, насосов, вентиляторов, систем освещения.
  2. Цепи управления и автоматики: Подключение систем навигации, связи, управления главным двигателем, автоматических систем.
  3. Распределительные сети: Прокладка в кабельных трассах, лотках, постройках судна.
  4. Береговые сооружения: Портовая инфраструктура, доки, причалы, плавучие краны.
  5. Буровые платформы и морские сооружения.

5. Преимущества и особенности кабеля КГЭШ

Преимущества:

  • Всепогодность и влагостойкость: Предназначен для работы в условиях 100% влажности.
  • Гибкость: Облегчает монтаж в сложных судовых условиях.
  • Экранирование: Обеспечивает защиту от помех, что критически важно для работы точной электроники.
  • Пожаробезопасность: Не распространяет горение.
  • Стойкость к агрессивным средам: Устойчив к воздействию соленой воды, масел, топлива.

Особенности и отличия от кабелей общего назначения:

  • Материалы: Используются специальные ПВХ-композиции, стойкие к УФ-излучению, озону и солевым испарениям.
  • Требования Регистра: Производство кабелей для морских судов должно быть сертифицировано морскими классификационными обществами (Российский Морской Регистр Судоходства, Регистр Ллойда и др.), что гарантирует их соответствие строгим международным стандартам безопасности.
  • Экран: Наличие медной оплетки является практически обязательным требованием для судовых кабелей.

6. Сравнение с аналогами

  • КГЭШ vs. КГ: КГ — гибкий кабель общего назначения. Он не имеет экрана, а его оболочка менее стойка к УФ-излучению и морской воде. КГ можно использовать на судне для временных подключений, но для стационарной проводки требуется КГЭШ.
  • КГЭШ vs. ВВГ: ВВГ — абсолютно не подходит для судовых условий. Он не гибкий, не имеет экрана, а его ПВХ-оболочка быстро разрушится от влаги, соли и солнечного света.

7. Особенности монтажа и эксплуатации на судне

  1. Прокладка: Кабель прокладывается в кабельных лотках, по конструкциям судна с надежным креплением, чтобы избежать вибрации.
  2. Заземление экрана: Экран кабеля обязательно должен быть заземлен с обеих сторон для эффективной работы и безопасности.
  3. Защита от повреждений: В местах перехода через переборки и в зонах возможных механических повреждений кабель дополнительно защищают металлическими рукавами или трубами.
  4. Соединение и оконцевание: Для подключения используются специальные влагозащищенные клеммные колодки и соединители.

Заключение

Кабель КГЭШ — это не просто кабель, а высокоспециализированное изделие, от надежности которого зависит безопасность и работоспособность всего судна. Его конструкция, прошедшая сертификацию морских Регистров, является гарантией устойчивости к самым суровым эксплуатационным вызовам: влаге, соли, вибрации и электромагнитным помехам.

Использование кабелей общего назначения (таких как ВВГ или КГ) на судах недопустимо и может привести к выходу из строя дорогостоящего оборудования, сбоям в системах навигации и связи, а в худшем случае — к возникновению пожара. Поэтому выбор в пользу сертифицированных судовых кабелей, таких как КГЭШ, — это безусловное требование современного судостроения и судоремонта.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.