Шинопроводы (магистральные, распределительные) Энергоснаб 52

Шинопровод (токопровод) — это комплектное устройство в виде закрытой конструкции, содержащее изолированные или неизолированные проводники (шины), предназначенное для передачи и распределения электроэнергии в промышленных, гражданских и коммерческих зданиях. Это современная и высокотехнологичная замена традиционным кабельным линиям.

1. Что такое шинопровод? Конструкция и преимущества

Конструкция шинопровода:

  1. Токопроводящие шины: Изготавливаются из меди или алюминия (реже), имеют прямоугольное сечение для лучшего теплоотвода.
  2. Изоляция:
    • Воздушная: Шины разделены воздушными зазорами (в устаревших моделях).
    • Твердая: Современные шины покрыты слоем изоляции (порошковая эпоксидная смола, полимерные материалы) на всю длину.
  3. Внешняя оболочка: Металлический корпус (обычно из оцинкованной стали или алюминия), обеспечивающий механическую защиту и выполняющий роль нулевого (N) и/или защитного (PE) проводника.
  4. Соединительные элементы: Специальные узлы для стыковки секций, обеспечивающие надежный электрический контакт и механическую прочность.
  5. Комплектующие: Опоры, крепления, ответвительные коробки, заглушки.

Ключевые преимущества перед кабельными трассами:

  • Гибкость и масштабируемость: Легко демонтировать, добавлять или переносить секции при изменении схемы электроснабжения.
  • Высокая нагрузочная способность: До 7000 А и более, благодаря эффективному охлаждению и большому сечению шин.
  • Снижение потерь: Благодаря низкому индуктивному сопротивлению (шины расположены вплотную).
  • Экономия пространства: Компактность по сравнению с пучками кабелей большого сечения.
  • Безопасность: Закрытая конструкция защищает от прикосновения, распространения пламени и попадания посторонних предметов.
  • Скорость монтажа: Сборка осуществляется по принципу конструктора.

2. Классификация шинопроводов

2.1. По назначению и месту в системе электроснабжения

1. Магистральные шинопроводы

  • Назначение: Передача больших мощностей от источника питания (ГРЩ, трансформаторной подстанции) к распределительным центрам или мощным потребителям. Являются основной «артерией» системы.
  • Характеристики:
    • Номинальный ток (Iн): Высокий, от 1000 А до 7000 А.
    • Степень защиты: Обычно IP54 — IP65.
    • Особенности: Минимальное количество точек подключения, рассчитаны на постоянную высокую нагрузку.

2. Распределительные (троллейные) шинопроводы

  • Назначение: Распределение электроэнергии к конечным потребителям (станкам, производственным линиям, осветительным приборам) вдоль всей своей длины.
  • Характеристики:
    • Номинальный ток (Iн): Средний, от 25 А до 400 А.
    • Степень защиты: Может быть ниже (IP23, IP40), если установлен внутри помещений.
    • Особенности: Имеют множество точек для подключения (через специальные токосъемные коробки или адаптеры) по всей длине, что позволяет легко и быстро перемещать или подключать оборудование.

3. Осветительные шинопроводы

  • Назначение: Питание и подвес светильников в торговых залах, офисах, выставочных пространствах.
  • Характеристики:
    • Номинальный ток (Iн): Низкий, обычно 16 А, 25 А, 40 А.
    • Конструкция: Часто имеют компактный и эстетичный дизайн, могут быть подвесными или встраиваемыми.
2.2. По конструктивному исполнению
  • Неизолированные (голые) шины: Используются в основном в главных распределительных щитах (ГРЩ) и на трансформаторных подстанциях.
  • Изолированные шины: Шины покрыты сплошным слоем изоляции. Это современный и безопасный стандарт для прокладки по помещению.
  • Шинопроводы с воздушной изоляцией: Устаревший тип, где шины разделены воздушными промежутками и фиксируются диэлектрическими распорками.

3. Технические характеристики и выбор шинопровода

Ключевые параметры для выбора:

  1. Номинальный ток (Iн): Основная характеристика. Должен быть равен или превышать максимальный расчетный ток нагрузки.
  2. Номинальное напряжение: 380/660 В для систем до 1000 В.
  3. Стойкость к токам короткого замыкания (Icw / Ipk): Способность выдерживать электродинамические и термические воздействия при КЗ в течение определенного времени (обычно 1 секунда).
  4. Класс пожарной безопасности: Важен для помещений с массовым пребыванием людей. Используются системы с пониженным дымовыделением и не распространяющие горение.
  5. Коэффициент мощности (cos φ): Учитывается при расчете падения напряжения.
  6. Степень защиты IP: Определяет возможность применения в пыльных, влажных или наружных условиях.
  7. Материал шин:
    • Медь: Выше проводимость, меньше сечение и падение напряжения, дороже.
    • Алюминий: Легче и дешевле, но требует большего сечения для той же проводимости.

Расчет и проектирование:

  • Проверка по току нагрузки.
  • Расчет падения напряжения: Должно быть в пределах норм ПУЭ (например, для осветительных сетей — не более 2-3%).
  • Проверка на динамическую и термическую стойкость к току КЗ.
  • Выбор системы защиты (автоматических выключателей).

4. Области применения

  • Промышленные предприятия: Для питания цехов, технологических линий, кранового оборудования.
  • Центры обработки данных (ЦОД): Гибкость для быстрого перераспределения нагрузок между серверными стойками.
  • Торговые центры и гипермаркеты: Для питания и подвеса светильников, подключения торгового оборудования.
  • Административные и офисные здания: Скрытая или открытая разводка по этажам.
  • Выставочные центры: Возможность быстрого изменения схемы электроснабжения экспозиций.

5. Монтаж и эксплуатация

Основные этапы монтажа:

  1. Проектирование трассы с учетом всех нагрузок и препятствий.
  2. Установка опорных конструкций (кронштейнов, подвесов).
  3. Сборка секций: Соединение с помощью штатных элементов, затяжка с рекомендуемым моментом.
  4. Крепление к строительным конструкциям.
  5. Подключение питающей линии и заземления.
  6. Установка заглушек для предотвращения распространения пламени.

Эксплуатация и обслуживание:

  • Визуальный осмотр: На предмет механических повреждений.
  • Контроль температуры: Термографическое обследование (тепловизором) для выявления плохих контактов.
  • Проверка момента затяжки соединений (периодически, согласно регламенту производителя).
  • Очистка от пыли.

Заключение

Шинопроводы — это прогрессивное, экономичное и надежное решение для построения современных систем распределения электроэнергии. Они предлагают беспрецедентную гибкость, которая критически важна для объектов, где технологические процессы и планировка часто меняются.

Выбор между магистральным и распределительным шинопроводом определяется его местом в системе: магистральный служит для передачи мощности, а распределительный — для ее «раздачи» потребителям.

Несмотря на более высокие первоначальные затраты по сравнению с кабелем, шинопроводы часто оказываются выгоднее по совокупной стоимости вложения за счет простоты модернизации, низких эксплуатационных расходов и минимальных потерь электроэнергии. Их применение — это признак грамотного подхода к проектированию электрохозяйства.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.