Трансформаторы для тяговых подстанций Энергоснаб 52

Трансформаторы тяговых подстанций представляют собой специализированный класс силовых трансформаторов, предназначенных для преобразования электроэнергии из энергосистемы в напряжение, пригодное для питания контактной сети электрического транспорта (электровозов, трамваев, троллейбусов, метрополитена). Их работа происходит в специфических и тяжелых условиях, что предъявляет к ним особые требования.

1. Назначение и особенности работы

Основные функции:

  1. Понижение напряжения: Преобразование высокого напряжения от энергосистем (обычно 110 или 220 кВ) в стандартные для контактной сети (в России: 3.3 кВ постоянного тока или 25-27.5 кВ переменного тока).
  2. Гальваническая развязка: Разделение энергосистемы и тяговой сети.
  3. Стабилизация питания: Обеспечение стабильного напряжения в условиях резко и часто меняющейся нагрузки.

Ключевые особенности эксплуатации:

  • Резкопеременная нагрузка: Трансформатор испытывает частые и значительные броски тока при разгоне и торможении электроподвижного состава (ЭПС).
  • Высокие токи короткого замыкания: Контактная сеть подвержена коротким замыканиям.
  • Значительные высшие гармоники: Преобразовательная техника ЭПС генерирует гармонические искажения в сеть.
  • Несимметрия нагрузки: Однофазный характер нагрузки на подстанциях переменного тока приводит к несимметрии токов и напряжений в трехфазной системе.

2. Классификация и типы тяговых трансформаторов

2.1. По роду тока питаемой сети

1. Трансформаторы для систем переменного тока (25-27.5 кВ, 50 Гц):

  • Назначение: Питание электровозов и электропоездов переменного тока.
  • Особенности: Обычно трехобмоточные. Две вторичные обмотки (тяговые) питают разные секции контактной сети (левое и правое направление) через выпрямительные установки (для выпрямленно-возбудительной системы) или непосредственно.

2. Трансформаторы для систем постоянного тока (3.3 кВ):

  • Назначение: Питание тяговых подстанций, которые через выпрямители (ртутные или полупроводниковые) подают постоянный ток в контактную сеть.
  • Особенности: Многообмоточные. Имеют несколько вторичных обмоток, сдвинутых по фазе друг относительно друга (например, по схеме «зигзаг»), которые питают отдельные выпрямительные блоки. Это позволяет снизить уровень высших гармоник в первичной сети.
2.2. По конструктивному исполнению
  • Масляные: Наиболее распространены. Масло выполняет функции изоляции и охлаждения.
  • Сухие (литые): Применяются в основном для внутренней установки (например, в метрополитене) из-за повышенной пожаробезопасности.

3. Конструктивные особенности

Конструкция тягового трансформатора оптимизирована для работы в условиях перегрузок и несимметрии.

1. Магнитопровод (сердечник):

  • Изготавливается из холоднокатаной текстурированной электротехнической стали для снижения потерь холостого хода.
  • Конструкция усилена для противостояния электродинамическим силам при коротких замыканиях.

2. Обмотки:

  • Первичная обмотка (СЕТЬ): Рассчитана на высокое напряжение 110 или 220 кВ. Имеет ответвления (РПН — Регулирование Под Нагрузкой) для поддержания стабильного напряжения в контактной сети.
  • Вторичные обмотки (тяговые):
    • Выполняются из медной или алюминиевой шины большого сечения, рассчитанной на высокие токи (до тысяч ампер).
    • Имеют повышенную механическую прочность для противодействия частым электродинамическим воздействиям.
    • В трансформаторах для постоянного тока часто выполняются по схеме «зигзаг» для компенсации несимметрии.

3. Система охлаждения:

  • Масляное охлаждение: Наиболее распространенный тип.
    • Естественное (М): Для маломощных трансформаторов.
    • Дутьевое (Д): С принудительным обдувом радиаторов вентиляторами. Самый распространенный тип для тяговых трансформаторов (тип ДЦ – дутье с циркуляцией при помощи насосов).
  • Система регенерации масла (термосифонные фильтры): Поддерживает свойства масла, адсорбируя влагу и продукты старения.

4. Вводы:

  • Высоковольтные вводы (110/220 кВ): Элегазовые или маслонаполненные.
  • Низковольтные вводы (тяговые): Мощные, рассчитанные на большие токи.

4. Основные технические характеристики

  • Номинальная мощность: От 4 до 63 МВА и более (зависит от класса подстанции и интенсивности движения).
  • Номинальные напряжения:
    • Первичное: 110 или 220 кВ.
    • Вторичное (тяговое): Например, 27.5 кВ или 6.3/1.2 кВ (для дальнейшего выпрямления).
  • Схема и группа соединения обмоток: Наиболее распространены Yn/∆-11 или Yn/Yn/∆-0-11 для трехобмоточных.
  • Напряжение короткого замыкания (Uк%): Составляет 10.5-12.5%, что выше, чем у силовых трансформаторов общего назначения. Это необходимо для ограничения токов КЗ.
  • Система регулирования напряжения: РПН (Регулирование Под Нагрузкой) позволяет менять коэффициент трансформации без отключения трансформатора, поддерживая стабильное напряжение в контактной сети.

5. Системы защиты, контроля и управления

  • Дифференциальная защита: От междуфазных коротких замыканий внутри трансформатора.
  • Газовая защита (реле РГЧЗ): Реагирует на выделение газа при повреждении изоляции и на резкое падение давления масла.
  • Защита от перегрузки: Максимальная токовая защита.
  • Термосигнализация: Контроль температуры масла и обмоток.
  • Система автоматического пожаротушения: Как правило, водяное или аэрозольное.

6. Особенности монтажа и эксплуатации

  • Монтаж: Требует специального фундамента, подъездных путей для транспортировки и тяжелого грузоподъемного оборудования.
  • Эксплуатация:
    • Регулярный контроль уровня и состояния масла (хроматографический анализ газов).
    • Проверка срабатывания устройств РПН.
    • Контроль состояния систем охлаждения.
    • Измерение сопротивления изоляции.
  • Ремонт: Как правило, капитальный ремонт с заменой или перешихтовкой магнитопровода проводится в специализированных ремонтных цехах.

7. Тенденции и перспективы развития

  1. Повышение надежности: Использование современных изоляционных материалов и мониторинга состояния в реальном времени.
  2. Снижение потерь: Применение аморфных металлов для магнитопровода, позволяющих значительно снизить потери холостого хода.
  3. Интеллектуализация: Внедрение систем диагностики и прогнозирования остаточного ресурса (цифровые двойники).
  4. Экологичность: Поиск альтернативных, биоразлагаемых жидких диэлектриков вместо минерального масла.

Заключение

Тяговый трансформатор — это уникальный и критически важный элемент инфраструктуры электрифицированного транспорта. Его конструкция является результатом компромисса между необходимостью выдерживать экстремальные эксплуатационные нагрузки (броски тока, несимметрия, КЗ) и требованием обеспечивать высокий КПД и надежность. От его бесперебойной работы зависит график движения поездов и эффективность работы всего железнодорожного узла. Современные разработки направлены на создание еще более надежных, эффективных и «умных» трансформаторов, способных десятилетиями служить основой для развития экологичного электрического транспорта.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.